Концепция развития МОУ
«Средняя общеобразовательная школа пос. Гидроузел»
1. Цели и задачи концепции
Основная цель концепции – создание школы равных возможностей, где учатся одаренные и обычные дети, а также воспитание личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной.
Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Время, в котором мы живем, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные непреходящие ценности, такие как: Родина, природа, жизнь здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения сопряжена с актуальными проблемами.
В условиях нарастания деструктивных процессов в стране, связанных с политической и социально-экономической нестабильностью, важная роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит школе. Школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.
Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана разработанная в нашей школе концепция учебно-воспитательной деятельности.
Основное направление деятельности – дальнейшая перестройка учебного процесса, содержательная интеграция традиционных учебных предметов, помогающая понять детям себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности учащихся через разнообразие форм обучения, ролевые игры, дидактические игры, раскрепощение личности школьника, освобождение его от страха перед ошибками, создание ситуации свободного выбора.
Цель реализации нашей концепции – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию. Данная цель предполагает:
- реализацию воспитательных и образовательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии через личностно-ориентированный подход к учащимся;
- создание воспитательной среды во внеурочное время, направленной на максимальное развитие психологических, духовных и интеллектуальных способностей учащихся;
- совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, родителей и учащихся;
- организовать образовательную среду способствующую выявлению и оценки результативной стороны обучения, обеспечивающей овладение «умение учиться», проявление инициативы и самостоятельности и творчества каждого ученика.
Основными аспектами деятельности являются:
- создание оптимальных условий для роста педагогического мастерства (курсы повышения квалификации, психолого-педагогические конференции, практические и научно-практические занятия, поддержка творческого поиска учителя);
- изучение и внедрение в учебный процесс новых передовых методик и технологий обучения и воспитания (технология деятельностного метода, разработанная Центром деятельностного образования «Школа 2000….»);
- создание модернизированных учебных и воспитательных программ (включая, программу здоровье – сбережения и уроки здоровья);
- воспитание и обучение в системе дополнительного образования.
2. Идея приоритетных ориентиров
В качестве приоритетных ориентиров совершенствования учебно-воспитательной системы выступают следующие приоритеты:
- развития;
- нравственности;
- творчества;
- открытости;
- свободного выбора и ответственности;
- социализации.
Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника, педагога, а также всей педагогической систем. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.
Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения, к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
Ориентация на приоритет открытости – это внутренне раскрепощение субъектов образовательного процесса, право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.
Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможности выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.
Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
3. Условия для реализации концепции воспитательной деятельности
1. Кадровое обеспечение
Повышение квалификации педагогических кадров проходит дифференцированно. В течение учебного года проводятся для педагогов методические семинары. Педагоги посещают семинары, другие учебные заведения района, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом. В течение учебного года учителями проводятся открытые уроки, целью которых является распространение педагогического опыта.
2. Программно-методическое обеспечение:
- систематическое отслеживание педагогических особенностей и динамики развития учащихся в процессе школьного обучения.
- накопление банка следующих методических и дидактических материалов: система заданий для развития информационно-коммуникативных умений на уроках; система диагностических работ по определению уровня сформирован ности информационно-коммуникативных умений учащихся.
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов;
- разработана концепция воспитательной деятельности.
Усилиями педагогического коллектива школы создан максимально благоприятный климат для учащихся в школе; выбраны органы школьного самоуправления, разработана школьная символика: герб, девиз; активно работают спортивные секции : «Волейбол», «Баскетбол».
4. Содержание учебно-воспитательной цели школы
Структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней развития:
1 ступень – начальная школа;
2 ступень – основная школа;
3 ступень – 10-11 класс.
Начальная школа. Обучение ведется в течение 4 лет.
Цель начальной школы – формирование активной, творческой интеллектуально развитой личности владеющей прочной базой ЗУН, умеющей и желающей учиться. Основные задачи 1 ступени образования являются:
- создание прочной базы знаний учащихся НПО основным предметам.
- формирования положительного отношения к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе).
- формирование высокого уровня произвольного поведения (волевая готовность), что означает умение включаться в задания, выполнять задачу их по правилу, контролировать свои действия.
- формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов. Формирование первых навыков творчества.
- овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.
- создание развивающей образовательной среды для самореализации личности, т. е. создание для каждого ребенка условий, в которой он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности.
- расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
- обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности.